↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Lady Astrel
сегодня в 09:35
Aa Aa
#яжмать
К этому посту https://fanficspa.ru/message716133
Сначала думала там комментировать, но слишком уж много хочется написать...

Психологи, говорите...

До определённого времени мы с психологами существовали в параллельной реальности. Нет, в универе у нас был курс общей психологии (категорически не повезло с преподавателями) и возрастной психологии (тут уже с преподом ситуация обстояла намного лучше, но общее впечатление от науки было уже безнадёжно испорчено), но на этом всё. Вынесла ли я оттуда что-то полезное? Честно: не знаю. За годы работы травму вроде никому не нанесла, но для этого и психологию изучать не надо, надо быть просто нормальным и адекватным человеком.

Всё изменилось в 2021 году, когда сыну поставили диагноз "задержка речевого развития". Не понимаю, почему она случилась, но вот случилась. Сын говорил отдельными словами и междометьями, а фразы конструировал (если это и делал) весьма своеобразно. Короче, нужен был логопед в саду, а для этого надо было пройти психолого-педагогическую комиссию.

В поликлинике было забавно. Психолог взяла пирамидку, рассыпала её перед сыном и сказала: "Собери её!". Сын недоумённо посмотрел на меня - мол, а зачем её рассыпали? - пожал плечами и начал собирать, накидывая кольца в произвольном порядке. Психолог остановила его: "Ты разве не знаешь, что пирамидку надо собирать от большего кольца к меньшему?!". "А-а", - равнодушно произнёс ребёнок и также безо всякого интереса собрал как просили. Пирамидка никогда не была его любимой игрушкой, до этого момента собирал ровно один раз и сразу потерял к ней интерес. А я в тот момент насторожилась: меня учили, что инструкции для детей должны быть чёткими и конкретными.

Ну ладно.

Следующим этапом была городская комиссия. Там ребёнку предстояло выполнить задание на установление соответствия. Даны животные: мишка, кошка, собака и зайчик. И еда: мёд, морковка, рыба, мясо. Ребёнок бодро соединил мишку с мёдом и зайчика с морковкой, а на кошке с собакой задумался. Его маленький житейский опыт говорил о том, что и кошку, и собаку кормят кормом-сухариками. И кошке дают мясо, он это видел, а собаке... Собаку он знал только соседскую, которую и угощал специальным лакомством-сухариком (хозяйка собаки дала, если что). Так что он соединил кошку с мясом.
- Неверно! - резко сказала психолог. - Кошка ест рыбу, а собака - мясо!
- But киса not ам хыба, - попытался возразить ребёнок, мешая английские и русские слова и грамматику.
- В этом возрасте ребёнок должен говорить предложениями! - а это уже было сказано мне. Я промолчала. Предложение выражает законченную мысль, и у сына это есть, но вот оформление этой самой мысли (и фонетическое, и лексическое, и грамматическое, и прочее) хромало на все лапы.

Короче, логопеда нам дали. А к нему в комплекте шёл психолог. Зачем? Положено. Ну ладно. Пусть будет.

В 2023 г. психолог сменился. Что-то меня насторожило, и я хотела от него отказаться, но мне сказали, что тогда ответственность за психологическую готовность ребёнка к школе я должна взять на себя. Не стала отказываться. По тестам в конце года ребёнок был признан готовым к школе.

Заодно записала ребёнка на курсы подготовки к школе. Русский, математика и какая-то психологическая разгрузка в конце: попеть, потанцевать, что-то поделать... Типа, отдых после уроков. По моему мнению, бред полный, для них лучший отдых - это вырваться из школы и носиться по площадке. Что они и делали. Школьного психолога я знала - когда-то она была воспитателем группы кратковременного пребывания, которую посещал мой сын.

Эту самую психологическую разгрузку мой ребёнок игнорировал напрочь. Петь он не любит, танцевать тем более, а потому... Сидел под столом и болтал с ещё одним таким же. "Понимаете, - пожаловалась мне психолог, - я вынуждена придумывать ему отдельные задания. Вот, конструктор даю..." Я улыбнулась: сын обожает конструкторы, и если цель этого занятия - отдых от учёбы, то для него это лучше всего.

В начале 2024 г. проявился тренер по плаванию:
- Что случилось с вашим ребёнком?
- В смысле?
- Понимаете, он всегда просил упражнения посложнее. И если я ему говорил, что сейчас будет сложное задание, он с удовольствием бросался его выполнять. И у него получалось, вы же понимаете, что на самом деле я даю только то, что по силам.
- А сейчас?
- А сейчас, если я скажу, что упражнение сложно, он просто откажется его делать. Конечно, я всё равно его даю, но называю лёгким. И он делает, и он справляется. Но что случилось с его уверенностью в себе?

Был ребёнок, абсолютно уверенный в своих силах, а стал...
- Солнышко, давай соберём по этой схеме. Смотри какая интересная и сложная...
- Не буду! Она сложная. У меня не получится.
- А если я тебе помогу?
- Нет. У меня не получится.
Чёрт... Откуда это?!

В садике воспитатель его хвалила. Ну да, на музыке особо не поёт, танцует без энтузиазма. Но тут от танца зависит и от девочки. Учитель на курсах тоже хвалила.

"Нет, к школе он не готов", - категорически заявляла школьный психолог. От ответа на вопрос "почему" уклонялась.

Спросила воспитателя и учителя, что они считают. В школу? Бегом! Нечего ему делать в саду!

Повела ребёнка на консультацию к стороннему психологу. Больше часа всяких заданий.
- Сколько будет 3+4?
- Не знаю, - сказал ребёнок. Я вздохнула: он устал, сейчас будет чудить.
- Посчитай на пальцах... Ты не умеешь?!
- Понимаете, - сказала я, - он занимается ментальной арифметикой. Им запрещают считать на пальцах.
- Покажи на одной ручке три пальца, на другой - четыре и посчитай их.
Ребёнок выполнил это и начал считать:
- One, two, three, four, five, six, seven... Seven!
- Это что?! - возмутилась психолог.
- "Семь" по-английски, - безмятёжно отозвался ребёнок. Счёт до десяти он выучил сам.

- Ребёнок к школе не готов, - категорично заявила психолог.
- Почему вы так решили? - спросила я. Ребёнка выслали в коридор, и я была настроена довольно резко. Некоторые задания вызывали у меня недоумение.
- Он не умеет считать, - ответила психолог. - Он не узнаёт буквы.
Да, было там задание, в котором несколько букв написаны друг на друге. Причём некоторые письменные, которые сын не мог опознать при всём желании: их учили только печатным.
- И вот это задание, - продолжила психолог - Он должен был начать выполнять его с левого верхнего квадрата и идти слева направо, а он? Он начал с правого и называл не по порядку.
Задание состояло из двух рядов квадратиков, в каждом из которых был зачёркнутый рисунок, и нужно было определить, что нарисовано. Кто как, конечно, но я бы начала называть рисунки в порядке распознавания. Ребёнок сделал так же.
- Ещё он плохо читает. Сначала звуки, потом собирает их в слоги, а слово собрать не может...

(Когда я озвучила это учителю, она была очень удивлена. Да, звуки, слоги, но слово потом ребёнок спокойно собирает.)

Было ещё одно задание. Нужно было перерисовать рисунок. Несложный, что-то типа чертежа из чёрных линий. Прямоугольник, треугольники, квадрат. Ребёнку дали лист, цветные карандаши. Он взял чёрный (это потом тоже поставили ему в минус), начал рисовать. В какой-то момент без предупреждения у него из руки выдернули карандаш, сунули другой и велели продолжать. Так повторилось раза три, после чего ребёнок просто прекратил рисовать. Объяснений этому заданию и формату выполнения мне просто не дали. Точнее, смысл задания я понимала, но вот внезапная смена карандашей...

Короче, в 2024 году сын пошёл в школу. Отказ от работы со школьным психологом (тем же самым, что был на курсах и в ГКП) мы с мужем написали сразу, как только выдали бланки согласия. Психолог мне звонила, пыталась уговорить на работу с ребёнком. Единственное, на что я дала согласие, это на присутствие ребёнка в классе во время общего тестирования и чтобы он тоже выполнял задания. Не выгонять же его из класса, и не отделять от остальных!

- Ему нужны занятия с психологом! - убеждала меня психолог. Он же почти каждую перемену приходит!

Я спросила у сына:
- Ты ходишь к НД?
- Нет!
- А она говорит, что ты каждую перемену к ней ходишь
- Нет!
- Ты неправильно спрашиваешь, - вмешалась моя тётка, которая присутствовала при этом разговоре и обратилась к ребёнку:
- Ты ходишь в кабинет к НД?
- Да!
- А зачем?
- Там есть Лего. Много!
- Поняла? - спросила меня тётка. - он ходит в кабинет играть в Лего, а вовсе не к ней!

PS
- Как ты от неё отказалась? - спросила у меня одна мама. - Она моего сына уже достала, он не хочет к ней ходить, а она его забирает с физкультуры и рисования, его любимых уроков. И привязалась к тому, что он в школу с любимой игрушкой приходит. Мол, мальчику уже нельзя с игрушкой ходить.
- А девочке? - на автомате спросила я.
- А девочке можно!
Если что, речь о небольшой мягкой игрушке-собачке. У моего в портфеле пара машинок и горсть лего-деталей и человечков.

PPS Есть ли у ребёнка проблемы в школе? Есть. Неусидчивость, невнимательность. С логопедом он занимается, но в частном порядке.
сегодня в 09:35
20 комментариев из 25
Lothraxi
Ну вот скорей всего та же история. Сейчас-то он у меня просто спрашивает, как что будет и иногда использует в речи. Mummy, let's go - это одно из его любимых.

Кстати, года в 3-4 пытался по аналогии с Mummy называть папу Puppy, но ржущий муж всё же объяснил, что он не щенок. Daddy у ребёнка не прижилось.
Выглядит как полный пипец. Если за всякими тестами нет адекватного оценивающего мозга, который учитывает, чему ребенка на самом деле учили и что ребенок может просто не хотеть что-то делать, потому что ему что-то не нравится, то тесты все вылетают в трубу.
Жопожуй Конидзэ
Вот я столкнулась с таким. Причём я знала, на что направлено задание со срисовыванием рисунка (нам это в институте как раз давали), но вот дополнительная фишка с внезапной для ребёнка сменой карандашей мне была непонятна.
Crea_M Онлайн
Lady Astrel
На самом деле многое зависит от ребёнка. Индивидуальность зачастую не учитывает никто на ПМПК. У них есть свои нормы, которым они просто следуют и всех под одну гребёнку. Увы.
Но... мне вот интересно другое. Когда психолог начал заниматься с ребёнка, он вообще беседу с родителями проводил??
Lady Astrel
Релевантная статья на эту тему про тот же пипец уже в психиатрии:
Crea_M Онлайн
Помнится я работала с чудесным мальчиком 4+. Тоже ставили задержку развития речи. Несмотря на возраст он никак не мог полноценно даже составить предложение и просьбу. Но... после нескольких недель занятий он полноценно заговорил. И знаешь как? Как бы смешно это не было, но мы с ним просто играли практические все время. Но опять же все детки разные. Но некоторым просто не хватает определённого толчка, чтобы полноценно заговорить и да, доп язык может оттянуть на некоторое время полноценную речь.
После твоей истории вспомнила свою дочь. Она тоже так строила предложения))))Но у нас чутка другая ситуация)
Crea_M
У них есть свои нормы, которым они просто следуют и всех под одну гребёнку.
А вот это, кстати, прекрасно объяснила старенькая медсестра в поликлинике, с которой мой (и не только мой, естественно) ребёнок занимался грудничковым плаванием. Когда одна молодая мама начала было спрашивать что-то типа "А когда ребёнок должен...", медсестра, её резко прервала, сказав: "Ребёнок ничего не должен. Сделает, когда будет готов". Разговор шёл о физическом развитии.

Но... мне вот интересно другое. Когда психолог начал заниматься с ребёнка, он вообще беседу с родителями проводил??
Нет. Первого психолога в саду я вообще не видела, со второй был короткий разговор, из которого я вынесла одно: ребёнок делает всякие тесты и ему нравится.

Да, я дура. Надо было забирать его. Вот с логопедом было всё понятно: тетрадь с заданиями для проработки дома, задания на лето (ребёнок делал сам, но требовал, чтобы никого не было в комнате).
Crea_M Онлайн
Lady Astrel
Вот...
Я всегда...всегда (!!!) проводила беседу с родителей в первую очередь перед началом индивидуальных занятий. Чем больше я знаю о ребёнке, тем лучше могу наладить с ним контакт и тем лучше смогу построить индивидуальную программу... вроде логично... Время от времени отчёт для родителей, включая видео с занятий (так как родители иногда поверить не могут, что ребёнок делает что-то на занятиях, когда дома отказывается это делать, увы и такое бывает и наоборот тоже). К тому же обсуждаем прогресс или, если работа не продвигается, то пытаемся найти причины и другие методы. Вроде, логично же...
Хехе, у меня сейчас с младшим другая история вышла... ему 5+ и у него до сих пор проблемы с некоторыми звуками, но это моя вина. Я вовремя к логопеда не пошла, надеясь, что само пройдёт. =( Да и постоянно туда-сюда катаемся... сейчас вернусь, надо ползти на этому самую ПМПК. Хех
Crea_M
Несмотря на возраст он никак не мог полноценно даже составить предложение и просьбу.
А вот на просьбы мой даже не заморачивался. Хотёл есть? Открывал холодильник и тащил оттуда сыр, колбасу, творожный сырок... Даже кусок хлеба его устраивал. Пить? Доставал пакетик сока, трубочкой протыкал дырочку и всё.

Поэтому через просьбы речь не запускалась никак.

Нет, голодом ребёнка никто не морил, всегда ел полноценно по расписанию. Но покусочничать в перерыве... Бывало.
Lothraxi Онлайн
Crea_M
5+ это не так много же
Звуки начинают ставить только с четырех, до этого разве что всякая гимнастика для речевого аппарата или как там ее
Ужас. Очень вам сочувствую, не повезло с этими психолухами((

Помню такую историю: учителя биологии на комиссии спросили, боится ли он змей. "Правильный" ответ был - "боюсь". Только вот учитель биологии просто обожает всех живых тварей, знает про них всё, потому-то он и великолепен в своём предмете...
Crea_M Онлайн
Lady Astrel
Crea_M
А вот на просьбы мой даже не заморачивался. Хотёл есть? Открывал холодильник и тащил оттуда сыр, колбасу, творожный сырок... Даже кусок хлеба его устраивал. Пить? Доставал пакетик сока, трубочкой протыкал дырочку и всё.

Поэтому через просьбы речь не запускалась никак.

Нет, голодом ребёнка никто не морил, всегда ел полноценно по расписанию. Но покусочничать в перерыве... Бывало.
Ну вот опять же... это индивидуальная вещь. Я так в школу пошла... в 7 лет спросили как зовут маму.... ну я и сказала: "мама" =(
Ну а шо делать, если я ни разу не слышала...
В общем ,да)))
Crea_M Онлайн
Lothraxi
Crea_M
5+ это не так много же
Звуки начинают ставить только с четырех, до этого разве что всякая гимнастика для речевого аппарата или как там ее
Да, но опять же, выправлять на ранней стадии несколько проще, наверное). Будем работать ><
Lothraxi
Crea_M
5+ это не так много же

Помнится, мне примерно в этом возрасте ставили "л") Воспоминания остались самые смутные, но хорошие - очень уж хороший был логопед. И как специалист, и как человек)

Сейчас мне кажется, что это было самое время, потому что я уже понимала, что происходит и почему надо делать все эти упражнения)
Lothraxi Онлайн
Crea_M
Пять лет вполне норм, так что не паникуйте

Скажу по секрету, произношение можно ставить даже ВЗРОСЛЫМ людям. Иначе мы бы не могли учить иностранные в вузах ) Просто обычно люди забивают, мол, и так сойдет
Lothraxi Онлайн
мисс Элинор
Мне тоже, а то я на предложение "скажи селёдка" отвечала "рыба" :D
Lothraxi
Ахах, хитрюшка) Как у Барто:

...в метро поедем к дяде.
- Нет, - отвечает он хитро, -
В автобус лучше сядем...

Я не заморачивалась, болтала как болталось)) Вампочка так вампочка, вошадь так вошадь))
Сетти Онлайн
Скажу по секрету, произношение можно ставить даже ВЗРОСЛЫМ людям.
Старшему звуки "ж" и "ш" поставили только в третьем классе. С трёх лет занятия с садовским логопедом индивидуально, то есть она работала с ним у нас дома в частном порядке. У ребёнка дизартрия. На сегодняшний день уже, наверное, прошла. потому что нет зажатости речевого аппарата (как вспомню эти сведённые губы и сжатые зубы во время говорения), но со звуком "р" до сих пор проблема. Сын его произносит на французский манер, горлом
Вставлю свои пять копеек. Начинает походить на анекдот, но нет, было в реальности. Дочь подруги после тестирования. Психолог вызванивает её маму со словами: "У вашей дочери столько проблем, столько проблем!" Пожруга, естественно, несётся с работы узнавать что да как.
Ребёнок нарисовал все чёрным фломастером, психолог там целую теорию развернул, что "усе пропало, шеф!". Подруга потом дочку спросила, почему фломастером-то черным рисунок нарисовала. "Так, мамочка, у тёти ни один фломастер не писал, только чёрный".

И подобных историй много. Некомпетентны они в большинстве случаев. А в худшем -- вредители. Я вот думаю, что же будет дальше, сыну-то скоро в школу. Наверное, буду отказы писать.
Сыну (7,5) логопед сейчас автоматизирует [s] и [l]. Я это слушаю с некоторой задумчивостью: [s] у ребёнка был обычно чистейшим [θ], и на следующий год придётся к нему возвращаться, т.к. начнётся английский.

- Язычок должен быть за зубками! - сказала логопед.
- А у меня их нет! - ответил ребёнок, демонстрируя отсутствие передних верхних зубов.

А с [l] получилось забавно. Этот звук сыну не давался. Мягкий - без проблем, а твёрдый... (кстати, в let's go проблемы нет) Но я в русском у него проблемы не слышала и поначалу не могла понять, почему логопед так привязалась. И только когда ребёнок произнёс этот звук правильно, я поняла, что до этого у него было нечно среднее между [l] и [v].
ПОИСКФАНФИКОВ
Закрыть
Закрыть
Закрыть