| #яжмать К этому посту https://fanficspa.ru/message716133 Сначала думала там комментировать, но слишком уж много хочется написать... Психологи, говорите... До определённого времени мы с психологами существовали в параллельной реальности. Нет, в универе у нас был курс общей психологии (категорически не повезло с преподавателями) и возрастной психологии (тут уже с преподом ситуация обстояла намного лучше, но общее впечатление от науки было уже безнадёжно испорчено), но на этом всё. Вынесла ли я оттуда что-то полезное? Честно: не знаю. За годы работы травму вроде никому не нанесла, но для этого и психологию изучать не надо, надо быть просто нормальным и адекватным человеком. Всё изменилось в 2021 году, когда сыну поставили диагноз "задержка речевого развития". Не понимаю, почему она случилась, но вот случилась. Сын говорил отдельными словами и междометьями, а фразы конструировал (если это и делал) весьма своеобразно. Короче, нужен был логопед в саду, а для этого надо было пройти психолого-педагогическую комиссию. В поликлинике было забавно. Психолог взяла пирамидку, рассыпала её перед сыном и сказала: "Собери её!". Сын недоумённо посмотрел на меня - мол, а зачем её рассыпали? - пожал плечами и начал собирать, накидывая кольца в произвольном порядке. Психолог остановила его: "Ты разве не знаешь, что пирамидку надо собирать от большего кольца к меньшему?!". "А-а", - равнодушно произнёс ребёнок и также безо всякого интереса собрал как просили. Пирамидка никогда не была его любимой игрушкой, до этого момента собирал ровно один раз и сразу потерял к ней интерес. А я в тот момент насторожилась: меня учили, что инструкции для детей должны быть чёткими и конкретными. Ну ладно. Следующим этапом была городская комиссия. Там ребёнку предстояло выполнить задание на установление соответствия. Даны животные: мишка, кошка, собака и зайчик. И еда: мёд, морковка, рыба, мясо. Ребёнок бодро соединил мишку с мёдом и зайчика с морковкой, а на кошке с собакой задумался. Его маленький житейский опыт говорил о том, что и кошку, и собаку кормят кормом-сухариками. И кошке дают мясо, он это видел, а собаке... Собаку он знал только соседскую, которую и угощал специальным лакомством-сухариком (хозяйка собаки дала, если что). Так что он соединил кошку с мясом. - Неверно! - резко сказала психолог. - Кошка ест рыбу, а собака - мясо! - But киса not ам хыба, - попытался возразить ребёнок, мешая английские и русские слова и грамматику. - В этом возрасте ребёнок должен говорить предложениями! - а это уже было сказано мне. Я промолчала. Предложение выражает законченную мысль, и у сына это есть, но вот оформление этой самой мысли (и фонетическое, и лексическое, и грамматическое, и прочее) хромало на все лапы. Короче, логопеда нам дали. А к нему в комплекте шёл психолог. Зачем? Положено. Ну ладно. Пусть будет. В 2023 г. психолог сменился. Что-то меня насторожило, и я хотела от него отказаться, но мне сказали, что тогда ответственность за психологическую готовность ребёнка к школе я должна взять на себя. Не стала отказываться. По тестам в конце года ребёнок был признан готовым к школе. Заодно записала ребёнка на курсы подготовки к школе. Русский, математика и какая-то психологическая разгрузка в конце: попеть, потанцевать, что-то поделать... Типа, отдых после уроков. По моему мнению, бред полный, для них лучший отдых - это вырваться из школы и носиться по площадке. Что они и делали. Школьного психолога я знала - когда-то она была воспитателем группы кратковременного пребывания, которую посещал мой сын. Эту самую психологическую разгрузку мой ребёнок игнорировал напрочь. Петь он не любит, танцевать тем более, а потому... Сидел под столом и болтал с ещё одним таким же. "Понимаете, - пожаловалась мне психолог, - я вынуждена придумывать ему отдельные задания. Вот, конструктор даю..." Я улыбнулась: сын обожает конструкторы, и если цель этого занятия - отдых от учёбы, то для него это лучше всего. В начале 2024 г. проявился тренер по плаванию: - Что случилось с вашим ребёнком? - В смысле? - Понимаете, он всегда просил упражнения посложнее. И если я ему говорил, что сейчас будет сложное задание, он с удовольствием бросался его выполнять. И у него получалось, вы же понимаете, что на самом деле я даю только то, что по силам. - А сейчас? - А сейчас, если я скажу, что упражнение сложно, он просто откажется его делать. Конечно, я всё равно его даю, но называю лёгким. И он делает, и он справляется. Но что случилось с его уверенностью в себе? Был ребёнок, абсолютно уверенный в своих силах, а стал... - Солнышко, давай соберём по этой схеме. Смотри какая интересная и сложная... - Не буду! Она сложная. У меня не получится. - А если я тебе помогу? - Нет. У меня не получится. Чёрт... Откуда это?! В садике воспитатель его хвалила. Ну да, на музыке особо не поёт, танцует без энтузиазма. Но тут от танца зависит и от девочки. Учитель на курсах тоже хвалила. "Нет, к школе он не готов", - категорически заявляла школьный психолог. От ответа на вопрос "почему" уклонялась. Спросила воспитателя и учителя, что они считают. В школу? Бегом! Нечего ему делать в саду! Повела ребёнка на консультацию к стороннему психологу. Больше часа всяких заданий. - Сколько будет 3+4? - Не знаю, - сказал ребёнок. Я вздохнула: он устал, сейчас будет чудить. - Посчитай на пальцах... Ты не умеешь?! - Понимаете, - сказала я, - он занимается ментальной арифметикой. Им запрещают считать на пальцах. - Покажи на одной ручке три пальца, на другой - четыре и посчитай их. Ребёнок выполнил это и начал считать: - One, two, three, four, five, six, seven... Seven! - Это что?! - возмутилась психолог. - "Семь" по-английски, - безмятёжно отозвался ребёнок. Счёт до десяти он выучил сам. - Ребёнок к школе не готов, - категорично заявила психолог. - Почему вы так решили? - спросила я. Ребёнка выслали в коридор, и я была настроена довольно резко. Некоторые задания вызывали у меня недоумение. - Он не умеет считать, - ответила психолог. - Он не узнаёт буквы. Да, было там задание, в котором несколько букв написаны друг на друге. Причём некоторые письменные, которые сын не мог опознать при всём желании: их учили только печатным. - И вот это задание, - продолжила психолог - Он должен был начать выполнять его с левого верхнего квадрата и идти слева направо, а он? Он начал с правого и называл не по порядку. Задание состояло из двух рядов квадратиков, в каждом из которых был зачёркнутый рисунок, и нужно было определить, что нарисовано. Кто как, конечно, но я бы начала называть рисунки в порядке распознавания. Ребёнок сделал так же. - Ещё он плохо читает. Сначала звуки, потом собирает их в слоги, а слово собрать не может... (Когда я озвучила это учителю, она была очень удивлена. Да, звуки, слоги, но слово потом ребёнок спокойно собирает.) Было ещё одно задание. Нужно было перерисовать рисунок. Несложный, что-то типа чертежа из чёрных линий. Прямоугольник, треугольники, квадрат. Ребёнку дали лист, цветные карандаши. Он взял чёрный (это потом тоже поставили ему в минус), начал рисовать. В какой-то момент без предупреждения у него из руки выдернули карандаш, сунули другой и велели продолжать. Так повторилось раза три, после чего ребёнок просто прекратил рисовать. Объяснений этому заданию и формату выполнения мне просто не дали. Точнее, смысл задания я понимала, но вот внезапная смена карандашей... Короче, в 2024 году сын пошёл в школу. Отказ от работы со школьным психологом (тем же самым, что был на курсах и в ГКП) мы с мужем написали сразу, как только выдали бланки согласия. Психолог мне звонила, пыталась уговорить на работу с ребёнком. Единственное, на что я дала согласие, это на присутствие ребёнка в классе во время общего тестирования и чтобы он тоже выполнял задания. Не выгонять же его из класса, и не отделять от остальных! - Ему нужны занятия с психологом! - убеждала меня психолог. Он же почти каждую перемену приходит! Я спросила у сына: - Ты ходишь к НД? - Нет! - А она говорит, что ты каждую перемену к ней ходишь - Нет! - Ты неправильно спрашиваешь, - вмешалась моя тётка, которая присутствовала при этом разговоре и обратилась к ребёнку: - Ты ходишь в кабинет к НД? - Да! - А зачем? - Там есть Лего. Много! - Поняла? - спросила меня тётка. - он ходит в кабинет играть в Лего, а вовсе не к ней! PS - Как ты от неё отказалась? - спросила у меня одна мама. - Она моего сына уже достала, он не хочет к ней ходить, а она его забирает с физкультуры и рисования, его любимых уроков. И привязалась к тому, что он в школу с любимой игрушкой приходит. Мол, мальчику уже нельзя с игрушкой ходить. - А девочке? - на автомате спросила я. - А девочке можно! Если что, речь о небольшой мягкой игрушке-собачке. У моего в портфеле пара машинок и горсть лего-деталей и человечков. PPS Есть ли у ребёнка проблемы в школе? Есть. Неусидчивость, невнимательность. С логопедом он занимается, но в частном порядке. сегодня в 09:35 11 |
| Lothraxi Ну вот скорей всего та же история. Сейчас-то он у меня просто спрашивает, как что будет и иногда использует в речи. Mummy, let's go - это одно из его любимых. Кстати, года в 3-4 пытался по аналогии с Mummy называть папу Puppy, но ржущий муж всё же объяснил, что он не щенок. Daddy у ребёнка не прижилось. 3 | |
| Жопожуй Конидзэ Онлайн | |
| Выглядит как полный пипец. Если за всякими тестами нет адекватного оценивающего мозга, который учитывает, чему ребенка на самом деле учили и что ребенок может просто не хотеть что-то делать, потому что ему что-то не нравится, то тесты все вылетают в трубу. | |
| Жопожуй Конидзэ Вот я столкнулась с таким. Причём я знала, на что направлено задание со срисовыванием рисунка (нам это в институте как раз давали), но вот дополнительная фишка с внезапной для ребёнка сменой карандашей мне была непонятна. | |
| Crea_M Онлайн | |
| Lady Astrel На самом деле многое зависит от ребёнка. Индивидуальность зачастую не учитывает никто на ПМПК. У них есть свои нормы, которым они просто следуют и всех под одну гребёнку. Увы. Но... мне вот интересно другое. Когда психолог начал заниматься с ребёнка, он вообще беседу с родителями проводил?? 4 | |
| Жопожуй Конидзэ Онлайн | |
| 1 | |
| Crea_M Онлайн | |
| Помнится я работала с чудесным мальчиком 4+. Тоже ставили задержку развития речи. Несмотря на возраст он никак не мог полноценно даже составить предложение и просьбу. Но... после нескольких недель занятий он полноценно заговорил. И знаешь как? Как бы смешно это не было, но мы с ним просто играли практические все время. Но опять же все детки разные. Но некоторым просто не хватает определённого толчка, чтобы полноценно заговорить и да, доп язык может оттянуть на некоторое время полноценную речь. После твоей истории вспомнила свою дочь. Она тоже так строила предложения))))Но у нас чутка другая ситуация) 2 | |
| Crea_M У них есть свои нормы, которым они просто следуют и всех под одну гребёнку. А вот это, кстати, прекрасно объяснила старенькая медсестра в поликлинике, с которой мой (и не только мой, естественно) ребёнок занимался грудничковым плаванием. Когда одна молодая мама начала было спрашивать что-то типа "А когда ребёнок должен...", медсестра, её резко прервала, сказав: "Ребёнок ничего не должен. Сделает, когда будет готов". Разговор шёл о физическом развитии.Но... мне вот интересно другое. Когда психолог начал заниматься с ребёнка, он вообще беседу с родителями проводил?? Нет. Первого психолога в саду я вообще не видела, со второй был короткий разговор, из которого я вынесла одно: ребёнок делает всякие тесты и ему нравится.Да, я дура. Надо было забирать его. Вот с логопедом было всё понятно: тетрадь с заданиями для проработки дома, задания на лето (ребёнок делал сам, но требовал, чтобы никого не было в комнате). 2 | |
| Crea_M Онлайн | |
| Lady Astrel Вот... Я всегда...всегда (!!!) проводила беседу с родителей в первую очередь перед началом индивидуальных занятий. Чем больше я знаю о ребёнке, тем лучше могу наладить с ним контакт и тем лучше смогу построить индивидуальную программу... вроде логично... Время от времени отчёт для родителей, включая видео с занятий (так как родители иногда поверить не могут, что ребёнок делает что-то на занятиях, когда дома отказывается это делать, увы и такое бывает и наоборот тоже). К тому же обсуждаем прогресс или, если работа не продвигается, то пытаемся найти причины и другие методы. Вроде, логично же... Хехе, у меня сейчас с младшим другая история вышла... ему 5+ и у него до сих пор проблемы с некоторыми звуками, но это моя вина. Я вовремя к логопеда не пошла, надеясь, что само пройдёт. =( Да и постоянно туда-сюда катаемся... сейчас вернусь, надо ползти на этому самую ПМПК. Хех 2 | |
| Crea_M Несмотря на возраст он никак не мог полноценно даже составить предложение и просьбу. А вот на просьбы мой даже не заморачивался. Хотёл есть? Открывал холодильник и тащил оттуда сыр, колбасу, творожный сырок... Даже кусок хлеба его устраивал. Пить? Доставал пакетик сока, трубочкой протыкал дырочку и всё.Поэтому через просьбы речь не запускалась никак. Нет, голодом ребёнка никто не морил, всегда ел полноценно по расписанию. Но покусочничать в перерыве... Бывало. | |
| Lothraxi Онлайн | |
| Crea_M 5+ это не так много же Звуки начинают ставить только с четырех, до этого разве что всякая гимнастика для речевого аппарата или как там ее | |
| мисс Элинор Онлайн | |
| Ужас. Очень вам сочувствую, не повезло с этими психолухами(( Помню такую историю: учителя биологии на комиссии спросили, боится ли он змей. "Правильный" ответ был - "боюсь". Только вот учитель биологии просто обожает всех живых тварей, знает про них всё, потому-то он и великолепен в своём предмете... 1 | |
| Crea_M Онлайн | |
| Lady Astrel Crea_M Ну вот опять же... это индивидуальная вещь. Я так в школу пошла... в 7 лет спросили как зовут маму.... ну я и сказала: "мама" =(А вот на просьбы мой даже не заморачивался. Хотёл есть? Открывал холодильник и тащил оттуда сыр, колбасу, творожный сырок... Даже кусок хлеба его устраивал. Пить? Доставал пакетик сока, трубочкой протыкал дырочку и всё. Поэтому через просьбы речь не запускалась никак. Нет, голодом ребёнка никто не морил, всегда ел полноценно по расписанию. Но покусочничать в перерыве... Бывало. Ну а шо делать, если я ни разу не слышала... В общем ,да))) 1 | |
| Crea_M Онлайн | |
| Lothraxi Crea_M Да, но опять же, выправлять на ранней стадии несколько проще, наверное). Будем работать ><5+ это не так много же Звуки начинают ставить только с четырех, до этого разве что всякая гимнастика для речевого аппарата или как там ее | |
| мисс Элинор Онлайн | |
| Lothraxi Crea_M 5+ это не так много же Помнится, мне примерно в этом возрасте ставили "л") Воспоминания остались самые смутные, но хорошие - очень уж хороший был логопед. И как специалист, и как человек) Сейчас мне кажется, что это было самое время, потому что я уже понимала, что происходит и почему надо делать все эти упражнения) 1 | |
| Lothraxi Онлайн | |
| Crea_M Пять лет вполне норм, так что не паникуйте Скажу по секрету, произношение можно ставить даже ВЗРОСЛЫМ людям. Иначе мы бы не могли учить иностранные в вузах ) Просто обычно люди забивают, мол, и так сойдет | |
| Lothraxi Онлайн | |
| мисс Элинор Мне тоже, а то я на предложение "скажи селёдка" отвечала "рыба" :D 1 | |
| мисс Элинор Онлайн | |
| Lothraxi Ахах, хитрюшка) Как у Барто: ...в метро поедем к дяде. - Нет, - отвечает он хитро, - В автобус лучше сядем... Я не заморачивалась, болтала как болталось)) Вампочка так вампочка, вошадь так вошадь)) | |
| Сетти Онлайн | |
| Скажу по секрету, произношение можно ставить даже ВЗРОСЛЫМ людям. Старшему звуки "ж" и "ш" поставили только в третьем классе. С трёх лет занятия с садовским логопедом индивидуально, то есть она работала с ним у нас дома в частном порядке. У ребёнка дизартрия. На сегодняшний день уже, наверное, прошла. потому что нет зажатости речевого аппарата (как вспомню эти сведённые губы и сжатые зубы во время говорения), но со звуком "р" до сих пор проблема. Сын его произносит на французский манер, горлом1 | |